«Шри Кришна Чайтанья» I том, 2 глава. Подлинная природа Шри Кришны

Вернуться к Содержанию

Исторический аспект деяний Шри Кришны ни в коей мере не следует считать мирским или маловажным. Абсолют всегда остаётся Абсолютом. Любые спекуляции касательно историчности Шри Кришны непостижимым образом приводят нас непосредственно к вопросу о подлинной природе Абсолюта. Описывая историю древней Индии, исследователи-богословы не могут окончательно определиться в отношении мирских событий этой удалённой эпохи Великой Войны, что произошла на равнинах Курукшетры между войсками Куру и Пандавов. Но приближается то время, когда можно будет полностью развеять все предрассудки и заблуждения, которые мешают нам сейчас правильно воспринять это великое событие.
    Пураны уверенно завоёвывают всё больше доверия даже у самых враждебно настроенных критиков и достоверность этой Великой Войны, произошедшей около 3 тысяч лет до Р.Х. и подтверждаемой авторитетом Пуран, почти ни у кого уже не вызывает сомнений. Теперь повествование «Махабхараты» может быть использовано в качестве весомого доказательства, подтверждающего гипотетическую основу исторических сведений о Шри Кришне. «Харивамша», служащая дополнением к этому великому эпосу, не противоречит «Махабхарате» ни по духу, ни по тем сведениям о деяниях Шри Кришны, которые в неё не вошли.
    Трудность в отношении “Бхагаватам” также допускает некие исторические нюансы. Даже если эта великая Пурана была действительно написана в IX веке нашей эры, что выглядит не таким уж и маловероятным, то даже с исторической точки зрения её всё равно можно принять в качестве авторитетного свидетельства детства Кришны. С мирской точки зрения этот вопрос не столь интересен по сравнению с деяниями Шри Кришны как царя и политика, относящимися к более позднему периоду. Но с точки зрения религиозной истории повествования о детстве Кришны имеют огромное значение и требуют нашего пристального рассмотрения.
    В “Махабхарате” описаны лишь те деяния Шри Кришны, в которых Он играет роль царя Двараки и правителя Ядавов. Однако значительная часть описанных в “Махабарате” деяний Шри Кришны не касается поклонения божественной Чете Шри Шри Радха-Говинде. Обеспокоенный мыслью избавить почитание Кришны от любого намёка на безнравственность, Бхандаркар более предпочитал поклонение Ему как законному супругу Рукмини, чем поклонение Шри Шри Радха-Кришне. Однако “Бхагаватам” представляет вриндаванские игры Кришны как самую сокровенную суть всех божественных деяний Кришны, и именно там содержатся все сведения о поклонении Шри Шри Радха-Говинде. Положение Кришны как царя и политика всегда второстепенно, даже если это и напрямую относится к поклонению Ему.
    Повествования “Бхагаватам” внешне описывают ту же самую эпоху, что и “Махабхарата”. Но трактовка и точка зрения “Бхагаватам” полностью отлична от “Махабхараты” даже в изложении тех событий, что являются общими для этих двух трактатов. Более поздняя дата появления “Бхагаватам”, наряду с новым явным акцентированием и прославлением детских игр Кришны, может дать повод начать сомневаться в достоверности этих историй о детстве Кришны, которые можно также обнаружить в некоторых других Пуранах, имеющих общепризнанную более раннюю дату написания.
    Лишь на сектантских манипуляциях историческими фактами лежит ответственность за возникновение множества различных версий изложения событий прошлых эпох, касающихся оригинального трактата и возникающих на его основе религиозных убеждений. Богословы в большинстве случаев готовы подвергнуть забвению любую из появившихся у них версий, если она противоречит их собственным религиозным убеждениям. Такая точка зрения приводит к тому, что обрываются корни, связывающие религию с реальностью. Этот религиозный вопрос можно сформулировать следующим образом: “Действительно ли вриндаванские игры Кришны проявляются в этом мире в некий период времени в обыденном историческом смысле?”
    Ответ, даже с исторической точки зрения, может быть в равной степени как утвердительным, так и отрицательным. Приверженцы Абсолюта воспринимают “Бхагаватам” одновременно как средневековый трактат, и как воплощение самой вечной Истины. Тот довод, согласно которому все описываемые события принадлежат к древней эпохе, и, поэтому, не могут быть вечными, поскольку имеют отправную точку, неприменим к “Бхагаватам”. Это в точности подобно вриндаванским играм Всевышнего. Они также рассматриваются как истинные и вечные. В то же время всё это правда и с исторической точки зрения. Но их нельзя называть просто историческими событиями. Они одновременно стары и новы, или же ни то, ни другое. Всё это превосходит наши ограниченные мирские представления.
    Поэтому необходимо расширить сферу самого исторического метода, чтобы получить возможность изучить эту тему более последовательно. Следует избавится от приверженности к схеме постепенной эволюции убеждений, поскольку любая попытка найти современное доказательство в качестве свидетельства аутентичности будет лишь ещё больше нас запутывать.
    Какова подлинная степень достоверности современных доказательств в определении Высшей Истины? Я приведу своё мнение относительно того, чему сам был свидетелем. Я хочу рассказать о том, откуда возникло моё понимание природы Истины и всего того, что с ней связано. Повествовательная часть отделена от комментариев критиков и принимается в этой необъяснимой форме как историческая правда.
    Есть мнение, что более древние повествования “Махабхараты” должны бы были также поведать о тех божественных детских играх Кришны во Вриндаване, которые Он совершал на виду у всех. Если эти чудеса являются наиболее важными среди всех деяний Шри Кришны, главного героя этого великого эпоса, то они не могли быть упущены автором этого великого эпоса. Но такой аргумент, хотя он и может показаться логичным в отношении мирских событий, нельзя напрямую применить к играм Всевышнего.
    Лишь слуги Кришны вправе решать, какие Его деяния разглашать, а какие держать в тайне даже от современников. Эти деяния обладают особым свойством: они принимаются в качестве откровения Высшей Истины, а не просто в историческом смысле. И в этом контексте они воспринимаются чистым сознанием индивидуальной души. С другой стороны следует заметить, что высшую реальность невозможно определить на основе эмпирического исторического метода.
    Для тех, кто верит лишь восприятию своих мирских чувств, Абсолют предстаёт в обманчивом облике. Его вводящая в иллюзию энергия всемогуща, и способна помешать поиску и раскрытию Высшей Истины, служение которой является самой важной потребностью для каждой души. Гипотетические категории мирских логиков являются ни чем иным, как оковами этой иллюзорной энергии, и это также приводит к появлению чуждых нам временных и полностью ограниченных убеждений, претендующих на истинность. Именно этот несомненный факт искажает нынешний недальновидный исторический метод.
    В споре с невежественным жителем пустыни, никогда не покидавшем своего дома, невозможно ни доказать, ни опровергнуть реальность океана. Как принятие, так и отвержение этого будет в равной степени бесплодным и неуместным для того, кто ничего не знает об этом. Сам вопрос относительно Высшей Истины просто не существует для самоуверенного педанта “безводной пустыни” невежества, ограниченного рамками дремучего эмпиризма.
    К примеру, какова ценность того, что мы достигнем некой исторической определённости касательно вопроса, действительно ли учение Шри Чайтаньи стало причиной политического краха Ориссы? Шри Чайтанья учит, что Абсолют всегда остаётся высшим объектом поклонения, независимо от каких-либо условий и событий, как сознательно, так и бессознательно. Также Абсолюту всегда служат Его приверженцы. Как упадок, так и возвышение мировых империй и всех миров в некоторой степени также служат непостижимому Абсолюту. Как только приверженцы Абсолюта утверждаются в служении Ему, они обращаются к святому за подлинным осознанием Высшей Истины. Но пока Абсолют продолжает педантично рассматриваться как часть материальной природы в категориях причин или следствий этого мира, у людей не появляется даже интереса к познанию Высшей Истины.
    Тогда как Шри Чайтанья и Его деяния напрямую относятся к духовной реальности Абсолюта. Историк-эмпирик, вооружившись достижениями географических и хронологических исследований, вряд ли может получить правильное представление о том гротескном отклонении, в русле которого он бессознательно совершает свои самоуверенные попытки “классифицировать” Абсолют с помощью тех ущербных материалистичных понятий, что навязывает своим жертвам иллюзорная энергия Бога. В такой нецелесообразной деятельности совершенно нет никакой необходимости и смысла.
    Если принять, что “Шримад Бхагаватам”, призывающий к постижению Абсолюта, является частью этого феноменального мира, то как тогда можно в чистоте передать знание “Бхагаватам” тому, кто придерживается такой абсурдной идеи? Интересующийся знанием об Абсолюте, а также учитель, что представляет Абсолют, одинаково должны быть приверженцами духовного плана Абсолюта. Тогда как эмпирическое знание не даёт никакого соприкосновения с этой духовной реальностью. Оно может только всё испортить и привести к грубейшей ошибке в попытке ограничить и определить то, что неизмеримо и не постижимо, под предлогом весьма спорной «необходимости».
    Однако это возможно при условии, что ограничения умственного багажа используются в полной мере и позволяют человеку, желающему изучить эту тему на духовном плане Абсолюта, бережно описать деяния Всевышнего при помощи своего ограниченного словарного запаса, полностью избегая преднамеренных ошибок догматического эмпиризма. Такие богоявленные писания являются аутентичным источником знания об Абсолюте. Для того, чтобы служить исторически приемлемыми и непосредственными свидетельствами тех событий, что происходили в материальном мире, эти писания не обязательно должны были быть написаны именно в тот же период времени. Они совершенно не зависят от тех условий, от которых ум историка-эмпирика просто не в состоянии избавиться и которые делают невозможным для него постичь реальность духовных игр.
    Таким образом, эмпирические предположения относительно так называемой “историчности” духовного события вместо определения их подлинности показывают лишь полную непригодность самого эмпирико-исторического метода изучения тех исторических событий, что напрямую связаны с Абсолютом.
    Например, заявление богослова-эмпирика о невозможности изложить сущность развития духовной жизни в Индии из-за отсутствия точной хронологии событий, помогающей научно классифицировать оригинальные работы по индийской религии, полностью несостоятельно, каким бы оно ни казалось правдоподобным на первый взгляд, и приводит, в свете всего вышесказанного, только к совершенно неверному пониманию Самого Абсолюта. Как будто развитие духовной жизни можно измерить в процессе так называемой мирской эволюции на основании хронологической последовательности каких-либо мирских событий!
    Наше утверждение состоит не в том, что игры Шри Кришны это исторические события, а в том, что они являются откровением Высшей Истины в форме исторических событий. Поэтому игры Шри Кришны ни в коей степени ни являются менее правдивыми, чем любые исторические хроники. Скорее верно обратное. Все исторические события этого мира будут иметь возможность раскрыть те подлинные аспекты Высшей Истины, которые они представляют, только если они будут правдиво изложены по отношению к вечной Реальности, то есть к играм Кришны. Поэтому критерии исторического суждения требуют, чтобы исторические события были полностью согласованы с Высшей Истиной, Шри Кришной. Но историк-эмпирик поступает в точности наоборот. Он верит в истинность исторических событий и применяет каноны исторического суждения, чтобы определить и понять аспекты Высшей Истины в играх Кришны!
    Вся трудность в конечном счёте возникает из-за сумбурного образа мышления эмпириков, которые заявляют о своей самодостаточности в определении Истины. Таков эмпиризм, нуждающийся в должном понимании своих ограничений и серьёзном подходе к обсуждению природы той Высшей Истины, о служении Которой они постоянно заявляют. После того, как мы серьёзно изучим и рассмотрим природу Высшей Истины, каждому беспристрастному мыслителю станет ясно вся неубедительность этого культа историчности. Более того, внимательное обсуждение данной темы непременно покажет всю ущербность и ограниченность эмпирического метода познания, а также то, как его всё таки можно задействовать в поисках безграничной Истины.
    Как только ум начинает интересоваться природой Высшей Истины, Сама эта Истина делает для него понятным все те непостижимые в ином случае утверждения священных писаний, без осознания которых невозможно начать подлинный поиск Истины. И тогда всё, что бы ни происходило в этом мире, будет лишь способствовать постижению Высшей Истины, и уже ничего не сможет помешать этому. В действительности, единственным препятствием в этом постижении выступает само эмпирическое мировосприятие.
    Эмпирическое постижение мира означает, что человек начинает поиск Абсолютной Истины, опираясь на доводы дремучего невежества. Нужно положить конец подобному безрассудству. Следует заменить его на метод смиренного вопрошания, рекомендованный священными писаниями, которому следует научиться у тех, кто сами уже достигли подлинного знания на этом пути. Лишь после этого можно обрести восприятие Истины, Чей лик полностью скрыт от эмпирического мыслителя. То есть лишь под руководством Самой Истины, можно начать поиск этой Истины с возможностью найти Бога и привести к Нему других.
    Таким образом, хотя метод, используемый на протяжении всего нашего повествования, может оказаться несовместимым с требованиями слепого эмпирического суждения, он просто необходим читателю по гораздо более весомым причинам, упомянутым выше. Благодаря этому рекомендованному священными писаниями методу читатель может начать слушать о подлинной природе и играх Кришны по милости авторитетных учителей. Воистину, лишь этот метод дарует знание об Абсолюте.
    Поскольку действенное знание природы Шри Кришны является отправной точкой поиска Высшей Истины, я хочу в этой главе кратко ознакомить читателя с онтологическими основами природы Шри Кришны. Это знание содержится в священных писаниях всех веков и стран в более или менее явной форме.
    “Шримад Бхагаватам”, принимаемый нами как единственное достоверное свидетельство полной истины о Шри Кришне описывает её так: Кришна совершил Своё явление в Бхаратаварше в конце вселенской эпохи, известной как Двапара-юга. Он родился в Матхуре как сын Васудэва. Его матерью была Дэваки, сестра царя Камсы из династии Бходжа. Опасаясь за свою жизнь со стороны ещё нерождённого сына Васудэва и Дэваки, царь Камса, недостойный отпрыск династии Бходжа, заточил эту ни в чём не повинную чету в наиболее неприступную тюрьму. В этой тюрьме Камсы у Васудэвы и Дэваки родились шесть сыновей. И все они были убиты в младенчестве бессердечным Камсой.
    Шри Баларама родился как седьмой сын. Он был переправлен на попечение приёмной матери Рохини во Врадж, а царю доложили, что ребёнок родился мёртвым. Сам Верховный Господь родился как восьмой сын Васудэва и Дэваки. Он был перенесён Васудэвом в дом Нанды во Врадж, чья жена Яшода как раз в это же время родила девочку. Шри Кришна был оставлен на попечение Нанды и Яшоды во Врадже, а их дочь была перенесена в тюрьму Камсы и представлена как восьмой ребёнок Дэваки.
    С того времени Шри Кришна рос во Врадже в компании Своего брата, Рамы. Путана, искусная детоубийца, была послана Камсой убить Кришну. Для этого она, под предлогом материнской заботы, предложила ему свою грудь, намазанную ядом, и была убита сиянием могущества Кришны, принявшего облик младенца. Также смерть постигла демона Триниварту. Телега, под которой спрятали Кришну от зноя, развалилась от ударов этого божественного Дитя. Когда Его матушка заглянула Ему в рот, Он показал ей там всю вселенную. Он помог ей увидеть, как неведение помогает взращивать любовь к величию Высшей Истины.
    Божественное Дитя являет множество детских шаловливых игр, которые лишь усиливают любовь к Нему, сути истинного познания. Решив наказать своего сына за непослушание, эта почтенная сельская женщина (величайшее воплощение стремления служить Богу) попыталась связать Кришну верёвкой, но так и не смогла этого. Однако непобедимый Господь в конце концов покорился, пленённый ни с чем не сравненной нежной любовью Хозяйки дома Нанды. Во время Своих детских игр Кришна сломал деревья-близнецы Арджуна и освободил из этого плачевного положения двух сыновей одного из дэватов. Даже боги этого мира могут пасть в результате греха и получить неподвижные тела деревьев. И даже деревья могут возродить своё духовное положение в результате неожиданного общения с тем, кто чист сердцем.
    Кришна пас телят в лесу вместе со своими закадычными друзьями. Там Он убил демона Ватсасура, олицетворяющего жестокость детской преступности. Затем Камса послал туда воплощение религиозного лицемерия в облике демона Бакасура, который также был убит Кришной, олицетворением чистого понимания. Также был убит Агхасур, олицетворяющий бессердечие и жестокость. Затем, когда Кришна обедал на берегу Ямуны вместе с друзьями, четырёхглавый Брахма похитил телят и пастушков. Так владыка этого феноменального мира был обманут иллюзорной энергией Кришны. В этой божественной игре показывается верховное положение непорочной сладости Шри Кришны над всеми другими концепциями. Над Кришной, Возлюбленным царства чистого сознания, не властны никакие ограничения. Это также было установлено. Великолепие и совершенство Кришны даже на толику не пострадает при полном уничтожении материальных и духовных миров. Никто не способен хоть как-то ограничить непостижимый океан могущества Кришны.
    Злобный Дхенукасур, осел слепого суждения, был уничтожен Баладэвом, принципом чистой индивидуальной души. Змей Калийя, олицетворение нечестивости и злобы, отравил воды Ямуны, сладчайшего нектара духовных истин. Этот порочный демон также был повержен Кришной. Когда лесной пожар, олицетворяющий губительные раздоры внутри общества, вырвался наружу во всей своей разрушительной ярости, Шри Кришна проглотил его. Так Всевышний всегда выступает утешителем и благожелателем Враджа. Затем Баларама убил демона Праламбу, который был послан Камсой воровать детей под чужой личиной.
    И когда небо стало затянутым отяжелевшими от любви тучами, возвещающими начало сезона дождей, девушки-пастушки Враджа, возлюбленные Кришны и от природы склонные к проявлению любовных чувств, ощутили опьянение от восхваления Кришны. Их сердца были глубоко взволнованы мелодией флейты Кришны и они стали поклоняться Йогамайе, помогающей союзу индивидуальной души и Кришны, с желанием обрести Кришну как своего Возлюбленного. Те, кто обладает сильным желанием служить Кришне, не ощущают никакого стыда или смущения в достижении этой цели и совсем не обращают внимания на чужое мнение. Они более не склонны скрывать свои намерения. Кришна похитил одежду у пастушек во время их купания, чтобы явить их обнажённое состояние, которое выражает основу непорочных игр божественной любви. Проголодавшись, Шри Кришна попросил принести ему те подношения, что подготовили местные брахманы для своих ритуалов. Но из-за гордыни они отказали Ему в этом.
    Эти ортодоксальные брахманы были обмануты различным эмпирическим толкованиям священных писаний, а также вдохновлены идеей достижения мирского благополучия и пристрастием к бесплодным размышлениям, приводящим к отрицанию всех видов деятельности. Из-за своей ортодоксальной приверженности к священным писаниям и почитанию ушедших предков, они могут просто переродиться в бездумных стражей всех тех правил и табу, что можно найти в писаниях. По причине такого тщеславного отношения они были не способны понять, что обретение любви к Богу это единственная цель всех правил и предписаний. Как могут подобные люди стремиться к служению Кришне?
    Однако верные жёны этих ортодоксальных браманов, несмотря на запрет своих мужей, отправились к Шри Кришне в лес и предались стопам этого Владыки всего сущего. Это подтверждает ту истину, что ни интеллектуальные, ни наследственные достояния не являются причиной любви к Кришне. Это также составляет подлинный принцип поведения обусловленных душ, основывающийся на беспристрастном восприятии мира. Разделение человеческого общества на варны и ашрамы (сословия и уклады жизни) служит лишь для естественного урегулирования жизни людей. Поддержание социального порядка позволяет объединиться всем людям с чистым сердцем и тем самым даёт возможность обсуждать между собой темы, касающиеся высшего духовного предназначения. Это благоприятствует духовному прогрессу. Благодаря тому, что устанавливаются ценности варн и ашрамов (система божественного разделения общества согласно роду деятельности и жизненному статусу), открывается возможность для достижения любви к Кришне.
    Поэтому, если кто-то отказывается от соблюдения общественных норм поведения ради подлинного служения Кришне, это ни в коей мере не является актом вероломства в отношении цели этого социального устройства. В действительности, для тех, кто искренне стремится к этой цели, дальнейшее скрупулёзное следование всем правилам и предписаниям варнашрамы становятся не таким уж важным и приоритетным. Такая позиция не является нарушением норм социального поведения, а лишь предназначена помочь человеку в его стремлении служить Кришне. Поэтому, в вопросе об исполнении социальных обязательств необходимо учитывать индивидуальное отношение каждого человека отдельно. В противном случае истинное предназначение социального устройства будет полностью тщетным и бесплодным.
    Затем Господь Хари запретил людям совершать жертвоприношение Индре. Люди привыкли совершать празднования в честь Индры, желая умилостивить его и прося послать им дожди, так необходимые для поддержания жизни всех существ. Это представляет принцип прагматичной деятельности на основе взаимного сотрудничества ради безопасности и благополучия общества. Не получив свои подношения, Индра в гневе попытался наказать жителей Враджа, послав проливной ливень, затопивший поля и усадьбы людей. Сам Господь Хари защитил жителей Гокулы от этой опасности. Никто не способен убить того, кого защищает Сам Кришна. На них также не действуют законы этого мира. Преданные Кришны не обязаны соблюдать все законы этого мира, кроме принципов духовной любви ко Всевышнему.
    Через это царство веры непрестанно течёт поток священной Ямуны. Эта надмирная река представляет собой воды чистого духовного сознания. Нанде угрожала опасность утонуть в наводнении этой реки высшего умиротворения, но он был милостиво спасён своим божественным сыном. После этого Шри Кришна показал стада коров в духовном царстве божественного величия Абсолюта. Божественное величие всегда присутствует в личности Бога, хотя порой и скрыто. Затем Верховный Господь, возлюбленный вечно свободных душ и их последователей, совершил игры божественного танца со Своими любимыми. Эта игра проявляет принцип любви к Богу в действии. По Своей милости Господь Хари танцевал танец Раса в кругу пастушек Враджа. Затем Он преумножил накал этой высочайшей любви, внезапно исчезнув, чем вызвал у гопи чувства глубочайшей разлуки с Ним.
    Даже звёздная система будет плохой аналогией танца Раса. В точности как множество солнц в окружении своих планетных систем ведут хоровод вокруг Полярной Звезды, также и все индивидуальные души вечно совершают свой гармоничный танец по своим орбитам вокруг Шри Кришны, центра всего мироздания, благодаря силе непреодолимого влечения всех духовных существ к всепревлекающему Всевышнему. В этом грандиозном хороводе Раса-танца Шри Кришна выступает как мужское начало, а все индивидуальные души представляют женское. В царстве Абсолюта Шри Кришна является единственным Владыкой и Господином, ради Чьего наслаждения всё существует. Все остальные находятся в категории Его слуг и объектов наслаждения, призванные исполнять Его пожелания.
    Тогда как в понятиях этого мира Раса-танец ассоциируется лишь с любовными отношениями. Причина этого в том, что существует прямая аналогия между этими двумя аспектами: любовные отношения этого мира являются искажённым и отвратительным отражением духовных игр Бога в зеркале этого бренного мира. Однако эта аналогия лишь подтвердит такое заблуждение, если её будут использовать без проведения радикального различия между реальной природой и местоположением этих двух процессов. Принцип мирской любви основывается на том, что половые отношения никогда не могут быть лишены присущей им внутренней грубости и отвратительности. Во всех изъянах мирской любви повинны грубость мирских наслаждений, а также сентиментальность и ущербность объекта и субъекта страсти сексуальных отношений.
    Игры Раса-танца полностью свободны от любой связи с этими бренными и отвратительными реалиями мира материи, а все аспекты этой божественной игры лишь способствуют усилению совершенного духовного блаженства на основе вселенских принципов беспримесной любви к Богу. Поэтому не стоит опасаться, что бесстыдству и сексуальности будет позволено стать на пути всестороннего рассмотрения этих высочайших и крайне важных духовных истин.
    Хоровод любовного Раса-танца выражает проявление любви к Богу в её самой совершенной и ясной форме. Высочайшее понимание этого состоит в том, что в Шримати Радхике, наивысшей Богине Сердец всех душ, сосредоточена высочайшая блаженная сила Кришны, представленная в наиболее сладостном аспекте. Поэтому Шримати Радхика лично участвует в этом божественном хороводе Раса-танца, в Своём очаровательном и привлекательном облике, в котором проявлены все виды бхав (любовных чувств), в кругу Своих самых приближённых подруг. В завершении этой божественной игры хоровод Раса-танца естественно сливается со священными водами Ямуны, олицетворяющими саму познавательную сущность, и растворяется в нектаре блаженства этого наиболее полного проявления любви.
    Нанда, олицетворяющий духовное блаженство, был проглочен умиротворением безличного освобождения, то есть растворения в этой надмирной сути. Затем Кришна, Защитник предавшихся Ему душ, вызволил его из этой опасности. Также был повержен упрямый демон Шанкхачур, пытающийся возобладать над всеми другими принципами и концепциями, и желающий внести разлад в жизнь Враджа. Затем Кришна убил Кеши, демона тщеславных политических амбиций. После этого Кришна, враг Камсы, решил вернуться в Матхуру.
    После тоо, как Акрура хитростью привёл Господа Хари в Матхуру, Кришна убил на арене сильнейших борцов, а затем и царя Камсу вместе с его младшим братом. Избавив этот мир от олицетворённого атеизма в облике Камсы, Шри Кришна даровал трон земной империи предку Камсы, Уграсене, воплощающему собой принцип независимости. После этого жёны-близнецы Камсы отправились в дом своего отца, царя Магадхи, воплощения стремления к мирскому возвышению, и поведали ему о своей печальной вдовьей участи. Услышав об этом, царь Мадагхи выступил во главе своих войск и семнадцать раз пытался покорить город Матхуру, но каждый раз терпел поражение от Господа Хари. Когда же Матхура была осаждена в восемнадцатый раз войсками под предводительством Джарасандхи, Кришна вернулся в Свою собственную столицу, Двараку. Подлинный смысл этого состоит в том, что принцип мирского возвышения состоит из восемнадцати категорий: десяти личностных очистительных обрядов от влияния рождения и смерти, четырёх классификаций согласно склонностям человека и четырёх укладов человеческой жизни (варнашрама). Когда же трон знания в конечном итоге оказывается захвачен этими восемнадцатью категориями, содействующими отречению от мира, Господь полностью скрывается и в сердце постепенно усиливается стремление к псевдо-освобождению.
    Когда Кришна жил в Матхуре, Он прошёл обучение у Гуру. После изучения всех Шастр Он вернул жизнь умершему сыну Своего духовного наставника. У Кришны не было необходимости в подобном стремлении к знанию, поскольку Он и так совершенен. Этот эпизод указывает на то, что разум человека становится более эрудированным во время пребывания в Матхуре, академии всего знания.
    Те, кто стремится к плодам своих поступков, также желают обрести Кришну. Но их привязанность к Кришне не бескорыстна. Эта привязанность очищается благодаря неподдельной симпатии к Кришне. Эта благотворная истина была проявлена, когда Кубджа выразила Ему свою любовь во время Его пребывания в Матхуре. Уддхава отправился в Гокулу, чтобы получить полное представление о любви жителей Враджа, в которой выражено высшее состояние любви к Богу.
    Шрути утверждают, что Пандавы представляли собой ветвь праведности, тогда как Кауравы были побегами неправедного поведения. Именно по этой причине Шри Кришна выступил как Друг и Защитник семьи Пандав. Чтобы утвердить принципы праведности и освободить грешников, Господь отправил Акруру в Хастинапур как Своего посланника.
    Джарасандха, олицетворяющий бесчестную корыстную деятельность, осадил прекрасный город Матхуру, обитель знания о неделимом величии и жизнедатных качествах мира Божественного (Высшего Брахмана). Здесь устанавливается, что корыстная деятельность делится на два вида. Один вид направлен на достижении того, в чём в высшей степени нуждаешься. В такой деятельности приходит понимание сути вещей и, благодаря союзу знания и осмысленной деятельности, возникает стремление к Богу. Этот союз деятельности, знания и принципов служения Богу также указывает на практики кармы, гьяны и бхакти. Обладающие подлинным восприятием называют эту духовную практику путём Гармонии.
    Но есть и другой вид, что направлен лишь на достижение эгоистических целей. Эту деятельность называют карма-кандой, чтобы показать её отличие от духовной практики, известной как карма-йога. Эгоистичная корыстная деятельность зачастую лишь усиливает опасения относительно существования и достижения Бога, и склоняет человека в сторону атеизма. Всё это и представляет ту вредную и злонамеренную мирскую деятельность, которую воплощал собой Джарасандха, напавший на город Матхуру.
    После этого Шри Кришна по собственному желанию отправился со своими друзьями, т.е. вместе с сообществом Своих преданных, в город Двараку. Таков процесс служения Богу согласно принципам божественного Проведения. Цари-яваны принадлежат к тому обществу, которое не принимает священный уклад цивилизованной жизни (варнашрама). Будучи приверженцем невежественной и прагматичной деятельности и полностью полагаясь на её плоды, что тем самым противоречит пути освобождения в русле эмпирического знания, царь яванов Калайявана презрительно ударил ногой царя Мучукунду, олицетворяющего склонность к пути освобождения, и был уничтожен могуществом царя Мучукунды. Затем Господь Хари отправился в Двараку и взошёл на трон Знания во всём Своём божественном величии.
    Там Господь женился на Рукмини Дэви, воплощающей величие Всевышнего. Как только у Рукмини родился сын, Прадьюмна, воплощение бога Любви, его тут же выкрал Шамбар, олицетворение иллюзорной энергии. В прошлом тело бога Любви, Камадэва, было сожжено Махадэвом, представляющим бесплодный аскетизм. С того времени Рати Дэви, супруга Камадэва, нашла прибежище в этой демонической склонности к плотской страсти. По совету своей супруги Ратидэви, Камадэв с великой доблестью убил Шамбара, олицетворяющего эту усладу плоти, а затем направился в Двараку. Вернув утраченный драгоценный камень, Господь Хари женился на прекрасной Сатьябхаме, проявлении Шри Радхики, испытывающей высочайшие любовные чувства к Нему. Рукмини и семь других Его жён были проявлениями Его могущества и высочайшей любви к Нему в настроении величия и великолепия. Они стали главными царицами в Двараке, царской резиденции Кришны.
    Так в скором времени династия Кришны преумножилась благодаря многочисленным детям и родственникам. Всё это указывает на существенное отличие благоговейного преклонения перед величием Бога и беспримесной любовной преданностью Ему. Первое постоянно приводит к расширению на основе процесса разделения. Второе неделимо. В данный момент мы не будем погружаться в данную тему, поскольку она требует подробного и всестороннего анализа, что будет сделано, возможно, в отдельной книге.
    Один демон провозгласил себя Ва̄судэвом и стал пропагандировать в Каши, обители Хара, доктрину безличного монизма. Владыка Рома, Сам Верховный Господь, после уничтожения этого демона сжёг Кашидхам, где укоренилось это ложное учение.
    Господь послал Гаруду убить демона Бхаума, уверовавшего, что все проявления этого материального мира и есть Бог. Это и есть идолопоклонство. Поклонение священному облику Бога, Арча-виграхе, не имеет ничего общего с поклонением идолам. Идолопоклонство состоит из двух взаимосогласованных принципов псевдо-поклонения материальной природе в её позитивном и негативном аспектах. Так Всевышний спас жертв идолопоклонства, разрушив веру в безличный Брахман, что является скрытой и более опасной практикой из этих двух форм идолопоклонства.
    Убив Джарасандху посредством Бхимы, Господь освободил множество царей от рабства мирского возвышения (преклонения перед мирским благосостоянием). Он принял не ограниченное никакими правилами и условностями поклонение во время жертвенного празднества Юдхиштхиры и срубил голову Шишупале, который был Его личным врагом. В битве на Курукшетре Кришна освободил Землю от непосильного бремени и восстановил принципы вечной религии и справедливости, и тем самым спас духовные основы общества.
    Прибыв в Двараку, мудрец Нарада был несказанно удивлён, когда увидел, что Господь Кришна одновременно присутствует во всех дворцах Своих супруг-цариц. В действительности, Господь присутствует повсюду, в сердце каждой души, и, что более изумительно, одновременно с этим Он неделим и пронизывает всю вселенную сиянием Своей божественной сущности. Также был убит демон Дантавакра, олицетворение дремучего невежества. Господь даровал Своему побратиму, Арджуне, руку Своей сестры, Субхадры.
    Господь спас город Двараку, сведя на нет все усилия Шалвы, основанные на знании вводящих в заблуждение материалистичных наук. Самые прекрасные из достижений мирской науки ничего не стоят в сравнении с божественными деяниями Всевышнего. В качестве наказания за неправедные поступки царь Нрига был превращён в рептилию. Он был освобождён от этой печальной участи по милости Господа Кришны.
    Господь Хари вкусил рис, который принёс Ему с великой любовью брахман Судама. В то же время Всевышнего не удовлетворить подношением даже самых изысканных сладостей, если его делает пашанди (неверующий). Обезьяна Дибида, олицетворяющая безбожные фестивали, была убита Баладэвом, воплощающим сущность чистой души, полной любви к Кришне. Баладэв совершил игры беспримесной любви с девами-пастушками, которые представляли различные основополагающие аспекты чистой души. Эти игры произошли в великом лесу, являющимся обителью познавательной способности чистой души.
    Все эти божественные игры происходили в сердцах преданных. Они стали непроявленными как только окончилось земное путешествие этих преданных, в точности как представление завершается, когда актеры покидают сцену. Воля Кришны в форме времени заставила Ядавов, олицетворяющих чистое духовное состояние, прервать свои игры, затопив божественную обитель Двараки волнами океана забвения. Та же самая воля Кришны, являющаяся источником беспричинного счастья, заставила преданных оставить свои тела, приводя к упадку и провоцируя разногласия в Прабхах, представляющих духовное знание. Отношение к Кришне, пребывающего в сердцах преданных, достигает своей первозданной славы в восприятии чистой души, свободной от обусловленности физическим телом. В дальнейшем оно получает своё полное проявление на Голоке, высочайшей области духовного царства Вайкунтхи.
    Эти игры Шри Кришны вечно совершаются на Голоке, самой сокровенной области царства Абсолюта и обители Верховного Господа, особо предназначенной для Его личного безграничного наслаждения. Эти игры Всевышнего становятся доступны обусловленным душам в понятиях таких категорий, как время, пространство и посредник, соразмерно осознанию своей истинной духовной природы. Это осознание может ограничиваться беспристрастными отношениями индивидуальной души с Богом или же расширяться на сферу социальной деятельности человека, что было показано на примере чистого сознания Нарады и Вьясы в Двапара-юге. Поэтому проявление духовного осознания может происходить как в терминах индивидуальных поступков, так и касательно деятельности сообществ чистых душ. С развитием социального чувства долга эта вторая форма проявляется в должное время.
    Рассматривая проявления духовного богоосознания мы понимаем, что полное проявление этого сознания Бога находится в Матхуре, ещё более полное в Двараке, а наиболее полное и совершенное во всех отношениях проявление представлено во Врадже. Степень чистоты этого божественного счастья измеряется изобилием божественных проявлений. Согласно этому стандарту нектарные игры во Врадже представляют высочайший уровень духовного осознания индивидуальной души. В этом блаженном восприятии Кришны проявляется высочайшее осознание Его как сердечного возлюбленного пастушек Враджа, тогда как самое высочайшее положение занимают нектарные деяния Кришны как возлюбленного Шри Радхики.
    Те, кто способен вкусить сладость этих духовных реализаций, полностью утверждаются в вечном мировосприятии чистой души. Просто невозможно объяснить характеристики того нектара, которым полон этот духовный путь, в общих понятиях бренного мира. По этой причине мудрецы составили свои подробные поэтические описания истины о деяниях Шри Кришны. Достижение этого высочайшего духовного счастья возможно лишь благодаря идущему от сердца искреннему служению Кришне. Это внутреннее непреходящее блаженство невозможно обрести благодаря размышлениям о Боге как о Владыке и Спутнике индивидуальной души, или постижению величия однообразного духовного бытия посредством эмпирического пути познания, или же проведением огненных жертвоприношений Всевышнему как дарующему все плоды кармической деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.