«Шри Кришна Чайтанья» I том, 1 глава. Цель и метод духовной практики

Вернуться к Содержанию

Данный труд — это попытка изложить на английском языке теистический взгляд на жизнь и учение Шри Чайтаньи. На данный момент не так много книг способны должным образом осветить эту тему. «Жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху» Бхактивинода Тхакура (новатора движения чистой преданности Богу нашего века) даёт лишь общее представление о житии Господа. Другие английские книги на эту тему написаны независимыми самоучками, у которых нет никакого практического опыта, позволяющего им говорить на столь возвышенные темы. Само появление подобных публикаций противоречит известной заповеди Шри Чайтаньи: “Кто сам не следует религии в своей жизни, не имеет права и проповедовать её”. Ни одна из этих работ, за единственным исключением книги Бхактивинода Тхакура, не касается духовной стороны учения Шри Чайтаньи. Богооткровенные писания во всей полноте освещают духовный аспект Его деяний и наставлений, и к тому же полностью лишены каких-либо противоречий. Но всё, что было добавлено позже, по большей части является плодом воображения псевдо-вайшнавов и чужеземных авторов, и наполнено их ошибочными суждениями. Лицемерные писатели бездушно искажают суть предмета, беря за основу своих публикаций выдумки этих псевдо-вайшнавов.
    Поэтому существующие на данное время книги на английском, хотя зачастую и претендуют на историческую достоверность, в действительности, крайне поверхностны и примитивны, а также полны ошибок и заблуждений. По сути это лишь описания неких предвзятых и заумных представлений. Всё это свидетельствует об отклонении от духовной стороны самой темы, поскольку такой метод познания не рекомендуется в священных писаниях. Тогда как достоверный исторический метод непременно должен представлять ту религию, которая проявлена в первоисточниках, и соответствовать духу её первооснователей. Однако многие из этих горе-писателей, запутавшись в эмпирических измышлениях, не в состоянии понять этот главный принцип исторического исследования. Более того, в них нет почтения к тем священным писаниям, которые находятся в ближайшем духовном родстве с учением Шри Чайтаньи, и даже если они и обладают неким поверхностным представлением о содержании этих священных трудов, то грешат псевдонаучным, академическим подходом, проистекающим из недостатка духовного понимания.
    Наиболее грубые изъяны, низводящие ценность этих работ, заключаются во всецело эмпирических представлениях самих авторов, в их желании самостоятельно понять величайшие священные писания, а также в их легкомысленном выборе того, кому и чему следовать.
    Для обращения к духовной стороне предмета нет необходимости в эмпирическом методе познания. Восприятие эмпириков ограничено понятиями этого бренного мира. Те вайшнавы, чьи работы легли в основу данной книги о Шри Чайтанье, были далеки от таких псевдо-духовных практик. Их послание это Абсолютная Истина, что нисходит по цепи ученической преемственности от Самого Господа. Глубочайшее внутреннее восприятие, на которое они опираются, приходит благодаря самопреданию и искреннему служению стопам духовных наставников. Всё это находится в полном согласии с утверждениями священных писаний для тех, кто стремится к духовному просветлению. Эти святые никогда не устают повторять, что Абсолютная Истина, открывающаяся великим душам и проявляющая Себя в их книгах, не имеет ничего общего с опытом восприятия этого мира. Её не понять тем, кто привык судить обо всём исходя лишь из собственных ущербных представлений, основанных на опыте этого бренного мира.
    Абсолютная Истина надмирна, и поэтому человеку не достичь Её собственными усилиями (т.е. благодаря восходящему методу познания), поскольку всё, что приходит через мирские чувства, — материально. Абсолютная Истина существует вечно и её никогда не понять опираясь на свои ограниченные чувства. Она являет Себя лишь в искреннем духовном поиске, открываясь через тех, в ком не осталось никакого стремления к чувственному наслаждению.
    Лишь немногие из существующих англоязычных книг о Шри Чайтанье удовлетворяют этим неотъемлемым условиям для написания теистического трактата. Это также подчёркивают и те великие души, без благословения которых подобные описания не имели бы силы. Однако более поздние писатели пропагандируют лишь собственные взгляды, полученные благодаря эмпирическим домыслам о сути богооткровенных писаний. Поступая так они неизбежно отклоняются от темы, и у читателя создаётся впечатление, что они более обеспокоены выискиванием неточностей или ошибок у предыдущих авторов, чем попыткой изложить материал научным и беспристрастным образом. Вне всяких сомнений, в таком подходе нет ни исторической, ни религиозной правды. Это лишь неуместное и бессмысленное искажение того и другого.
    Цель же этой книги — представить западным читателям верное теистическое понимание Шри Чайтаньи, который учил Абсолютной Истине, нисходящей сквозь века через неразрывную цепь беспристрастных духовных наставников. Изложенное здесь знание основывается на заключениях всех богооткровенных источников и призвано в полной мере представить ту сокровенную сторону бытия, которую ищут все мудрецы, искушённые в духовных вопросах.
    Превосходство Шри Чайтаньи над другими учителями, пророками и проповедниками не подлежит сомнению, поскольку Он во всей полноте представил Абсолютную Истину, открывающуюся другим лишь частично. Таково непостижимое величие деяний и учения Шри Чайтаньи. До Него религиозные учителя призывали поклоняться собственным представлениям о Боге, но при Его появлении уродство и фальшь такой проповеди стала очевидна. Шри Чайтанья пришёл объяснить людям, что вечная жизнь души не имеет никакой связи с подобными псевдо-духовными представлениями. И хотя Шри Чайтанья говорил на языке людей, Он — Абсолютная Истина в Своём полном проявлении. Он даровал людям понимание единственно верного пути обращения к Всевышнему. Именно это и подтверждает, что Он — Сам Верховный Господь. Во всём равный Шри Кришне, Он всё же выступает не как Владыка мироздания. Вернее другое: Его сердце разрывается от невыносимой разлуки с Абсолютом — разлуки с Самим Собой.
    Любые побуждения, основанные на иллюзорных представлениях и поступках не имеют никакого отношения к Кришне. Связь с Кришной можно обрести через цепь беспристрастных наставников, которых не интересует ничего, кроме передачи полной Истины, полученной свыше. Абсолютная Истина неизменно искажается и затуманивается, когда к ней обращаются карми и гьяни, т.е. те, кто верит силу мирских поступков и что благодаря знанию, полученному через чувства, можно освободиться от страданий. Мы не стремимся постичь Абсолютную Истину подобным образом. Увидеть само солнце, пускай даже и с большого расстояния можно лишь в том случае, когда лучи самого солнца соприкоснутся с сетчаткой глаза. Но мы должны быть очень осторожны и не допустить, чтобы что-то чужеродное заслонило собой солнце, помешало бы солнечному лучу достичь глаз. Таков путь познания Абсолюта, который принёс Шри Чайтанья. Об этом рассказывается в упомянутой выше книге Бхактивинода Тхакура. Я же хочу раскрыть смысл этой маленькой брошюры, а также сделать понятней сокровенную суть «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-Чаритамриты».
    Моя задача состоит в том, чтобы разнести в пух и прах все представления различных мирских философских школ (карми и гьяни), этих экспертов по мимолетным наслаждениям (бхукти) и временному освобождению от страданий (мукти), сопутствующих подобному наслаждению, но в котором исчезает сама индивидуальность. Я разобью все эти псевдо-духовные концепции, поскольку они лишь уводят от Абсолютной Истины. Мы — приверженцы Абсолюта. Мы верим в то, что наш единственный долг — следовать Абсолюту, пребывающему на вечном плане бытия. Наиболее разумные из современников Шри Чайтаньи — те, кто искренне следуют Ему, служат Ему с любовью, проникнувшись духом Его учения через служение в любви. Истины, которые они получили от Самого Шри Чайтаньи, были переданы моему Учителю через преемственность верных последователей Абсолютной Истины. Каждый наставник этой преемственности становится смиренным учеником своих предшественников, что позволяет ему впоследствии воспринять Истину, тем самым искоренив все ошибки и заблуждения, которые неизбежно возникают в умах критиков-самоучек. Благодаря заботливой передаче всей полноты Истины через цепь беспристрастных наставников моему Учителю, я вправе утверждать, что он — современник Самого Шри Гаурасундара. Другие цепочки учителей, отклонившихся от моего Учителя являются приверженцами Абсолюта лишь отчасти. Если бы они были подлинными, то встали бы под знамя Абсолютной Истины и никогда бы не отклонились от беспримесного служения Богу. Из безграничной милости, которую я так сильно внутренне желал, мой Учитель привёл меня на духовный путь. Он пришёл ко мне и показал тщетность других путей, используя понятный мне язык.
    Теперь эта духовная линия связывает меня с живыми писаниями (святыми учителями), пресекая всевозможные препятствия, возникающие на физическом или психическом планах. Она помогает мне принять Абсолютную Истину и дарует подлинную безопасность, поскольку не даёт сбиться с верного пути. Я твёрд в своих принципах, не принадлежу к эмпирической школе и далёк от каких бы то ни было взглядов, которые могут увести меня в ряды наших оппонентов. Мои наставники никогда не торговали святой практикой постижения Абсолюта. Мы поговорим о деяниях Шри Чайтаньи в свете наших учителей. Однако наши предшественники не облекали свою речь в подобные современные формулировки. Поэтому, что касается стиля изложения, это наши первые попытки на этом поприще. Мы не знаем наверняка получится ли у нас достичь поставленной цели. Однако, неизменно одно — это знание пришло через откровения писаний, и лишь верные последователи Шри Чайтаньи получают представление об Абсолютной Истине во всей возможной полноте. Для последователей других учителей такое даже немыслимо, поскольку никакой другой взгляд не даёт всеобъемлющей картины. Шри Радха-Говинда как высочайшая Истина достижима только в этой линии. Я всегда буду хранить верность своему учителю, а также его наставникам, и ни при каких обстоятельствах не отклонюсь с этого пути. Тогда в моё понимание не проникнет никакое чужеродное влияние. Никакого лицемерия! Единственное, что я внесу от себя, так это современную форму изложения, которая будет немного отличаться от языка моих наставников.
    В этой связи будет уместным указать на невольные и неосознанные предубеждения, которые мешают услышать чистую духовную правду. Жизнь и учение Шри Чайтаньи не имеет ничего общего с какими-либо ограниченными сектантскими воззрениями.
    Нельзя игнорировать Его послание, поскольку в нём самое ценное достояние мира. Шри Чайтанья это живое воплощение величайших и наиболее сокровенных методов служения Всевышнему Господу, которые изначально доступны каждому живому существу в качестве пути к совершенству жизни. Подлинное служение Богу не имеет никакой связи ни с этим бренным миром, ни с множеством псевдо-духовных представлений. Людей, интересующихся надмирными деяниями Шри Чайтаньи можно поделить на три группы: 1) стремящиеся удовлетворить праздное любопытство; 2) коллекционирующие эмпирическое знание, чтобы испробовать его, получить некий опыт, а потом переключиться на что-то другое, и 3) подлинно ищущие Абсолютную Истину как отличную от всего эмпирического, то есть жаждущие получить полное благо от данного чтения. Умонастроение первого типа читателей обычно превалирует среди дилетантов или простых литераторов, и его следует оставить в первую очередь.
    Те же читатели, которые отнесутся к данной теме в духе искреннего интереса, принимают одно из двух оставшихся отношений. Некоторые могут принять данную тему как то, что возможно понять в свете мирского опыта, подобно неким мирским реалиям. Такие люди примут лишь ту часть данного труда, которая не будет противоречить их собственным взглядам. Но так как убеждения эмпириков основаны на опыте этого изменчивого мира, они приходят лишь к пониманию чего-то относительного, а не абсолютного. В действительности, их убеждения вовсе не духовны, и вместо того, чтобы направлять, лишь уводят их от понимания Абсолюта. Читатели, которые не видят различия между духовным, физическим и психическим, и пытающиеся понять суть этой книги с помощью эмпирического знания могут быть разочарованы и, продолжив изучение, ещё более укрепиться в своём внешнем, псевдо-духовном отношении. В этом случае цель изучения будет полностью утрачена.
    Тот класс искренних читателей, которые понимают различие между эмпирическим методом и духовной Истиной, и ищущие духовное понимание на этих страницах, как минимум на время своего терпеливого и вдумчивого чтения не должны обращать внимания на крикливую оппозицию убеждённых эмпириков. Так они постепенно поймут почему искренние религиозные люди с таким трепетным чувством преданности дорожат темой данного трактата.
    Невозможно проникнуться духом этой книги до тех пор, пока терпеливое слушание не принесёт свои плоды. Однако невероятно трудно покорно внимать тому, что находится далеко за пределами собственного опыта и понимания. Поистине грозное испытание ждёт нас на пороге духовной жизни. И лишь люди, которые наряду с непредубеждённостью обладают искренним желанием узнать не что-то относительное, внешнее и непостоянное, а Абсолют (вечную и неизменную Истину), будут способны воспринять милость Господа на пути смиренного слушания духовных повествований, что эмпириками воспринимается как всецело излишнее.
    Величие надмирных деяний и наставлений Шри Чайтаньи несомненно будет подтверждено глубочайшим интересом всех искателей духовного. То, что Шри Чайтанья явился в Бенгалии совершенно не означает, что Его учение предназначено лишь для бенгальцев, или же только для индусов, нынешней или предыдущей эпохи; и поэтому это не должно смущать иностранных читателей. Сложнее всего избавится от национальных, этнологических и хронологических предрассудков в эпоху эмпиризма и воинствующего национализма. Подлинная суть жизни Шри Чайтаньи будет утрачена, если рассматривать Его просто с мирской точки зрения, т.е. согласно происхождению, национальности, времени, месту, физическому аспекту, интеллектуальному дарованию, касты, веры, цвету кожи и т.д. Его учение и деяния напрямую связаны с Абсолютом, превосходящим все отвратительные ограничения нашего мирского существования. Да отбросит в сторону благожелательный читатель все невольные предубеждения, и позволит вечной Истине войти в его сердце. Открывшись Всевышнему, да не станет он выносить поспешного суждения на основе лишь поверхностного взгляда на оглавление. Не суть важно каким образом Абсолютная Истина приходит — Господь волен поступать как пожелает. Радушное приветствие это то, что Он ожидает от ищущих Его, и поэтому следует быть всегда готовыми принять Его как самого дорогого гостя.
    Искренний читатель также нуждается в наставнике, который хранил бы его от неправильного понимания, поскольку деяния и наставления Шри Чайтаньи сознательно или невольно искажаются большинством современных писателей. Мы уже неоднократно сталкивались с подобным. Любое представление о Шри Чайтанье, формируемое при чтении этих авторов и их последователей, может со временем сильно помешать беспристрастному слушанию данного повествования. Догматизм, предрассудки и самодостаточность никогда не приблизят к успеху в духовной жизни. Получить плоды от чтения данной книги можно лишь отбросив критические мысли, которые убивают доверие и желание понять что-то новое. Мы убедительно советуем отложить на некоторое время собственные представления и взгляды, поскольку это может помешать вдумчивому и серьёзному слушанию.
    Послание трансцендентного мира нисходит в мир материальный через звук и известно как Веда (знание), или Шрути (услышанное), поскольку слух это единственный из чувств, предназначенный для восприятия того, что приходит в форме звука. Мы не способны напрямую ощутить Абсолютную Истину по той простой причине, что она недостижима для физических чувств. Наши чувства, такие как осязание, зрение, обоняние и вкус, способны воспринять объект лишь при непосредственном контакте. Однако слух обладает уникальным свойством — он может ощутить что-то без грубого материального соприкосновения. Например можно находясь в Калькутте услышать о Лондоне. Для других чувств подобный метод восприятия на далёкие расстояния невозможен. Существует божественный трансцендентный звук, и священные писания просто помогают нам его воспринять. Поэтому нет ничего необычного, как кажется на первый взгляд, в том, что из всех чувств лишь слух может воспринять послание Абсолюта. Трансцендентный звук кардинально отличается от мирского, поскольку его природа полностью тождественна с тем, на что он указывает. В противоположность этому материальный звук даёт лишь внешнее определение некого понятия или объекта.
    Идентичность надмирного объекта с его звуковой формой объясняется тем, что на высшем духовном плане бытия нет никаких ограничений, присущих этому бренному миру. Это вне разумения человека, привыкшего мыслить в категориях трёх измерений. Духовная Истина обладает непостижимым единством и безгранична по своей природе. Это просто непостижимо для нашего ограниченного разума. Мы настолько свыклись со всем, что согласуется с нашим скудным опытом, что любая попытка взглянуть за его пределы кажется нам безрассудством. Если не остановить этот антагонизм, то он не позволит нам воспринять мир бесконечного. Однако стоит лишь Господу посредством Своего слова войти в нас через слух, как Он очистит наш извращённый разум и сделает его способным понять то, что в нынешнем деградированном состоянии кажется невозможным. Поэтому для начала нам следует принять, что в Абсолюте нет такой отвратительной разделённости — Его природа целостна и совершенна.
    Нам следует уяснить, что для постижения Абсолюта необходимо божественное вмешательство. Без откровения свыше нам остаётся лишь выбирать то, что для нас более приемлемей среди множества ложных домыслов, которые постоянно генерирует человеческий мозг. Ученые умы постоянно выдвигают множество теорий, но так и не способны привести их все в согласие. И благодаря прогрессу эмпирического знания взгляды людей постоянно меняются. Эти ложные теории никогда не приведут нас к Абсолютной Истине, в которой отсутствует подобное внутреннее противоречие, столь неизбежное для эмпириков. Слово Божие даровано нам как откровение Веды (трансцендентного звука, запечатлённого в форме священных трактатов), и навсегда останется единственным источником всего знания человечества о природе неизменной Высшей Реальности.
    Поэтому абсолютно естественно принять Веду как Слово Божие. Веда существует вечно. Сам Господь сказал, что на заре творения Он открыл её Шри Брахме, первому живому существу в этом проявленном материальном мире. Так Веда стала известна и доступна всем другим дживам этого мира и передавалась по божественной цепи ученической преемственности.
    В Веде проявлена Абсолютная Истина, Сам предвечный Господь, а служение Ему — вечная и неотъемлемая суть самой жизни в любых её проявлениях. Несотворенная никем, Веда свободна от ошибок, пристрастия или каких-либо ограничений. Путь на который указывает Господь способен привести каждую душу к Истине. Необходимо лишь отбросить все предубеждения, мешающие принять авторитет богоявленных писаний и возникающие из неправильного понимания духовных истин. Принятие Веды как высшего авторитета не приводит к полному уничтожению мыслительного процесса. Скорее обратное — Сама Абсолютная Истина покажет нам подлинную ценность эмпирических взглядов и их связи с нами. Принятие Веды не потребует отвергнуть святые писания других стран. Откровения, представленные в них обладают одной природой. Всё это — Слово Божие, и отличие между ними лишь в степени проявления. В ходе нашего повествования единство всех откровений станет очевидно.
    Веда существуют вечно. У неё нет создателя. Изначально в ней заложено свойство вызывать трепетную преданность у всех искренних душ. Однако людей этого мира привлекает лишь то, в чем видят выгоду для себя. В понятиях мирских ценностей не объяснить, почему искренние искатели Истины принимают авторитет Веды. Это стихийное побуждение, подобно внезапному непреодолимому желанию пригласить случайных прохожих к себе домой. Ни внешними обстоятельствами, ни былыми связями не объяснить такого спонтанного устремления. Это происходит лишь благодаря величию объекта влечения. Веда всегда была окружена такой трепетной и самозабвенной любовью. Пытаясь разобраться в мироустройстве, люди создают множество теорий, но это привносит ещё большую сумятицу, поскольку новые представления подменяют и вытесняют любые прежние убеждения. Так происходит замена одной лжи на другую, что приводит к тщетности всех этих усилий, несмотря на вдумчивое и настойчивое осмысление. В этом случае для непредвзятости не остаётся места. Лишь Абсолютная Истина подлинно беспристрастна. И это подлинная причина того, почему искренние души посвящают себя служению Всевышнему Господу.
    Абсолютная Истина, полное отражение которой можно найти в Ведах и Упанишадах, была представлена в более систематической и ясной форме в «Брахма-сутре» Шри Вьясадэва. В этом знаменитом труде прослеживаются четыре главные темы: (1) взаимосвязь всего с Богом, (2) объяснение явного разнообразия, которое мы находим в природе, (3) методы духовного постижения и (4) конечная цель духовной практики. «Брахма-сутра» определяет Бога как Высшую Личность, а преданность как путь постижения трансцендентной любви к Богу — высшему объекту духовной жизни.
    Авторитет «Брахма-сутры» как неотъемлемой части богоявленных писаний принимают все трансценденталисты. Цепь ученической преемственности от Вьясадэва такова: Вьясадэв получил Слово Божие от Нарады. Нарада получил его от Брахмы (творца этого мира), который в свою очередь услышал послание Самого Шри Нараяны, Верховной Личности Бога, пребывающего на Вайкунтхе, трансцендентном мире, лишённом любых ограничений и недостатков.
    «Брахма-сутра» подаёт нам Истину в самой что ни есть концентрированной форме. Это учебник для всех теистических философий. Различные авторы в своих комментариях подробно разъясняли её заключения и их суть.
    Шри Вьясадэв также написал «Шримад Бхагаватам», который даёт нам исчерпывающее описание деяний Самого Всевышнего и Его различных Аватар. Эта великая книга полностью посвящена деяниям Шри Кришны — Верховного Господа согласно Ведам. Также она является прямым комментарием на «Брахма-сутру», также написанную Вьясадэвом.
    Данная же книга повествует о деяниях Шри Чайтаньи — живом воплощении учения «Шримад Бхагаватам». Жизнь и наставления Шри Чайтаньи уникальны, поскольку раскрывают сокровенное служение Верховному Господу в настроении безраздельной близости.
    В священных писаниях можно найти лишь косвенные упоминания о таком служении Господу. Никогда ещё прежде это знание не было доступно падшим душам. Величайший авторитет в толковании подлинного смысла деяний Шри Чайтаньи, Шри Рупа Госвами Прабху писал: «Приняв удивительный золотой облик, Сам Господь явился в эту эпоху деградации, чтобы милостиво даровать любовную преданность Самому Себе, которую прежде никто не открывал людям». Даже «Гита», которая учит служению Господу в духе безраздельной преданности и полного самопредания, не открывает нам такую действенную и реальную форму божественного служения. «Шримад Бхагаватам» досконально описывает все виды служения Богу и устанавливает высшее превосходство чистой любви трансцендентных пастушек Враджа. Шри Чайтанья это живое воплощение этой высочайшей и самой сокровенной формы служения Божественному.
    Вриндаванские игры Шри Кришны, которым в этом величайшем духовном трактате всего мира отведено высочайшее положение, включают в себя все формы божественного служения изначальному Господу, что также лежит за пределами ограниченного и шаблонного понимания. Эта тема будет детально раскрыта в ходе нашего дальнейшего повествования. Сейчас же будет достаточным заявить, что Шри Чайтанья в Своих деяниях и учении ясно показал, чем является подлинное служение Богу. Его деяния это ни что иное, как ожившие и представшие перед нами откровения «Брахма-сутры», «Гиты» и «Шримад Бхагаватам». Он это воплощенная Веданта. Другие Аватары и пророки учили поклонению Богу в духе благоговения и почтения. Своими деяниями Шри Чайтанья показал, какой высочайший метод служения Богу описан в «Шримад Бхагаватам», внутреннее значение которого до Него не было никем понято и явлено, а также то, что именно эту божественную суть все богооткровенные писания извечно пытаются выразить, но так и не в силах это сделать. Так, на примере собственной жизни, Шри Чайтанья явил высочайший метод служения Богу.
    Житие и учение Шри Чайтаньи содержат в себе всё, что заключено в священных писаниях этой или какой-либо другой страны. Более того, они дают полное восприятие Абсолютной Истины, которое не найти ни в каком ином писании. Даруя нам полное восприятие Абсолюта, житие и учение Шри Чайтаньи обладают способностью устранять все сомнения или трудности. Они обладают силой освободить от рабства обусловленного существования тех труженников (карми), кто видит надежду человечества в мирской деятельности, а также философов-эмпириков (гьяни), пойманных в паутину собственных домыслов и предположений. Они распахивают врата в мир Безграничного для всех людей, в каких бы условиях они не находились, просто даруя им полное восприятие Истины, которое приводит в согласие все кажущиеся противоречия и улаживает все различия и разногласия, являющиеся источником беспокойств в этом материальном мире, и вместо них устанавливает власть надмирной духовной гармонии.
    Стоит внимательно изучить деяния Шри Чайтаньи, как становится ясно, что совершенно не нужно пытаться что-либо оправдывать в Его трансцендентной жизни. Его деяния и учение, увековеченные в бессмертных трудах Его спутников и последователей, не являются плодом людского воображения. Любой, кто читает эти возвышенные труды с открытым сердцем, становится убеждён в абсолютной природе всех этих деяний. Задача биографов Шри Чайтаньи состояла как раз в том, чтобы не упустить даже малейшей подробности Его божественной жизни, хоть это может не всегда прийтись ко вкусу тем историкам, чьё восприятие не способно выйти за пределы мирских интересов. В действительности все эти биографические труды содержат наиболее важные факты теистической истории и указывают на ту цель, к которой ведут все исторические расследования и в которой следует искать высшее удовлетворение и подлинное объяснение.
    Зачастую псевдо-вайшнавы стремятся занизить важность реальных деяний Личности Бога в этом самом полном Его проявлении. Согласно им Веданта это лишь некая теория об Абсолюте, являющаяся всецело абстрактной темой, подобно любым плодам умозрительных предположений; несмотря на то, что подобные взгляды полностью противоречат словам самого Шри Вьясадэва, который в ином случае не прилагал бы столько усилий для подробного описания деяний Самого Господа и всех Его Аватар и не отводил бы такое почётное место вриндаванским играм Шри Кришначандры в своей всеобъемлющей хронике божественных проявлений. Такова скрытая опасность, подстерегающая любого, кто вступает на путь эмпирического познания. Деяния Шри Чайтаньи представляют собой практическое опровержение всех софистических и эмпирических домыслов относительно Абсолюта во всём мире.
    Автор отважился на этот труд, требующий по сути сверхчеловеческих усилий, не из-за гордыни эмпирических познаний. Этот труд, представляющий вечную религию всех живых существ, был передан ему по цепи духовной преемственности. Тхакур Бхактивинод желал распространить это знание о вечной религии, которой учил и следовал Шри Чайтанья, по всему миру посредством международного английского языка. Автор не смог бы исполнить свой долг по отношению к своему духовному учителю и к растущему сообществу беспримесных преданных, жаждущих исполнения этого желания Бхактивинода Тхакура (а также Самого Шри Чайтаньи), если бы искренне не пытался изложить на английском языке то знание, которое он получил от своих предшественников. Автор не ощущает никакого опасения, делая это знание об Абсолюте доступным для всего мира, поскольку поступая так он лишь исполняет свой долг, что был возложен на него линией ученической преемственности, хоть он и не чувствует себя достойным для этого. Он предлагает свои почтительные поклоны стопам своего учителя (который вернул зрение его больным глазам бальзамом духовного знания), а также всем преданным Верховного Господа, чтобы Слово Божье по их милости нашло своё выражение на этих страницах.
    Абсолютную Истину невозможно открыть благодаря восходящему методу познания. В действительности такие усилия приводят к прямо противоположному результату. Абсолютную Истину можно сравнить с самим солнцем. Даже с помощью самого мощного прожектора, разработанного гением человеческой мысли, невозможно обнаружить солнце ночью. Увидеть солнце можно лишь благодаря его собственным лучам. Солнце становится видимо, когда оно поднимается над горизонтом и когда его ничего не заслоняет. Солнце открывается взору всех и каждого, когда соблюдаются эти два условия. Абсолютная Истина подобна солнцу, что всегда возвышается над горизонтом. Но, являясь обусловленными дживами, мы не можем её видеть, поскольку эмпирическое знание направляет наши больные глаза в противоположном направлении, к тому же туман и тучи мирской суеты ничего не дают нам разглядеть. Та надмирная Истина, что выражена на этих страницах, не является домыслом автора. Эта надмирная Истина, которую он получил от своего учителя и которую пытается передать другим, не является чем-то, чему может бросить вызов ограниченный человеческий разум. Его предшественники смогли обрести Господа смиренно предавшись Ему, то есть слушая и принимая Его, искренне следуя этому и проповедуя другим. Именно в таком смиренном следовании состоит единственное подтверждение подлинного понимания. Из желания совершить служение Абсолютной Истине автор открывает другим тот метод, благодаря которому каждый может принести подлинное благо себе и всем живым существам.
    Эта вечная деятельность подлинного эго живых существ, которой учил Шри Чайтанья, одновременно глубока и легка. Легка, поскольку способна исполнить желания и возвысить даже глупых, бесчувственных и необразованных людей. Но в то же время она глубока, поскольку способна даровать благо самым эрудированным богословам, то есть тем, кто искусен в диспутах и наделён глубоким знанием священных писаний. Такое сочетание внешне противоречивых возможностей не найти больше нигде в мире. В действительности любой, кто свободен от предубеждений, может принять эту религию. То есть, по сути, она доступна всему человечеству. С помощью неё как философ, так и человек действия в равной степени будут способны преодолеть этот необъятный океан ограниченного материалистичного бытия. Однако не задумывающиеся ни о чём мирские люди всегда заворожены суетой этого бренного мира, а также введены в заблуждение корыстными мотивами или невежеством своих псевдо-учителей. Единственный способ для обусловленных душ освободиться из пут невежества и возродить своё естественное состояние спонтанного служения Богу состоит в слушании о надмирных деяниях Господа из уст Его святых преданных и самим следовать этому слову Божию в своих делах и поучениях, тем самым помогая другим обрести духовное знание. Лишь благодаря слушанию слова Божия от тех, кто всецело посвятил себя Абсолюту и следует этому телом, умом и словами, падшие дживы могут постепенно освободиться от своих материалистичных наваждений, которые мешают им постичь свою подлинную духовную природу и свои истинные взаимоотношения с Богом, и так получают способность служить Всевышнему должным образом.
    Настоящий труд включает в себя материалы из следующих книг: (1) «Шикшаштакам» Шри Чайтаньи, в которой Он вкратце описывает Своё учение; (2 и 3) карчи (дневники) Шри Мурали Гупты и Шри Сварупы Дамодары (позднее представленные в работах Шри Рагхунатх Даса Госвами, ближайшего спутника Шри Сваруп Дамодара); (4) «Према-виварта» Шри Джагадананды; (5) «Шри Кришна-Чайтанья-чандродая-натака» Кави Карнапура; (6) «Шри Чайтанья-чаритахакавья» Шри Чайтанья Даса, старшего брата Кави Карнапура; (7) работы Шри Прабодхананды Сарасвати; (8) «Бхаджанамрита» Шри Наракари Саракара Тхакура; (9) многочисленные труды, оставленные пятью из шести знаменитых Госвами Вриндавана; (10) «Шри Чайтанья Бхагавата» Шри Вриндавана Тхакура; (11) «Чайтанья-мангала» Шри Лочана Даса; (12) «Шри Чайтанья-чаритамрита» Шри Кришнадаса Кавираджа и наконец (13) труды более поздних авторов, строго придерживающихся упомянутых выше авторов. Большая часть этих трудов написаны на санскрите, тогда как остальные на бенгали.
    Шри Чайтанья не оставил после Себя книг, написанных Им Самим. Его немногочисленная поэзия приводятся в трудах Его спутников, главным из которой является «Шикшаштакам», дающая в восьми шлоках краткий обзор Его учения.
    Шри Мурари Гупта был постоянным спутником Шри Чайтаньи в Его юности. Его мемуары дают подробное описание деяний Шри Чайтаньи в Навадвипе. Шри Сваруп Дамодар неотступно находился рядом со Шри Чайтаньей днём и ночью во время Его продолжительного пребывания в Джаганнатха Пури. Его дневники, оригиналы которых не дошли до нас, являются главным авторитетом относительно поздних деяний Шри Чайтаньи и легли в основу всех биографических трудов Его современников. Шри Кришнадас Кавирадж Госвами в своём подробном изложении этой части деяний Шри Чайтаньи использовал то, что он непосредственно узнал от Шри Рагхунатха Госвами, который в свою очередь по личному указанию Шри Чайтаньи находился под духовным покровительством Шри Сварупа Госвами. Пандит Джагадананда был одним из лучших друзей Шри Чайтаньи в детстве, а также Его постоянным спутником в заключительных играх. Кави Карнапур это сын Шри Шивананда Сена, одного из ближайших спутников Шри Чайтаньи. Шри Чайтаньядас это старший брат Кави Карнапура. Шри Прабодхананда Сарасвати был современником Шри Чайтаньи. Он был родом из Южной Индии и приходился младшим братом Шри Венката Бхатте, в чьём доме в Шри Рангаме Шри Чайтанья прожил четыре месяца во время своего путешествия по Южной Индии. Шри Прабодхананда Сарасвати был дядей и наставником Шри Гопал Бхатты, одного из шести Госвами. Шри Нарахари Саркар Тхакур был одним из главных спутников Шри Чайтаньи.
    Шри Рупа и его старший брат Шри Санатан получили наставления от Самого Шри Чайтаньи относительно темы и содержания своих будущих литературных работ. Шри Рагхунатх дас Госвами получил это знание от Шри Сваруп Дамодара и сам также лично общался со Шри Чайтаньей. О связи Шри Гопал Бхатты со Шри Чайтаньей уже упоминалось выше. Шри Джива был племянником и учеником Шри Рупы Госвами.
    Шри Вриндавандас получил особую благосклонность Шри Нитьянанды, духовно неотличного проявления Шри Чайтаньи. Его матушка Шри Нараяни была племянницей Шриваса Пандита, наиболее знаменитого вайшнава-домохозяина среди близких спутников Шри Чайтаньи. Шри Лочандас получил материалы для своего труда частично от Нарахари Саракара Тхакура (одного из близких спутников Шри Чайтаньи) и также благодаря силе своей преданности. Шри Кришнадас Госвами получил материалы для своего труда, как уже упоминалось выше, от своего наставника Шри Рагхунатхдаса, одного из шести Госвами Вриндавана.
    Большинство работ упомянутых выше авторов сохранились по сей день и являются авторитетным источником для всех последующих писателей. Главные из этих писателей, чьи литературные труды были полностью согласованы с уже существующими авторитетными биографиями это: (1) Шри Нароттамдас Тхакур, который был учеником Шри Локанатха Госвами (одного из ближайших спутников Шри Чайтаньи), (2) Шри Вишванатх Чхакраварти, принадлежащий к линии учеников Шри Нароттамдас Тхакура, (3) Шри Баладев Видьябхушан, первый гаудия-вайшнавский комментатор «Брахма-сутры», (4) Шри Нарахари Чхакраварти, принадлежащий к ученической преемственности Шри Вишванатха Тхакура, (5) Шри Бхактивинод Тхакур, искренний защитник беспримесных вайшнавов современности, и (6) мой Гурудев, Его Божественная Милость Парамахамса Паривраджакачарья Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махарадж, чья милость является моей единственной надеждой обрести подлинное служение Верховному Господу.
    Как уже было показано, нет недостатка в надёжных и авторитетных материалах для того, кто изучает деяния и учение Шри Чайтаньи. Поэтому так удивительно, что личность Шри Чайтаньи неверно воспринимается и интерпретируется определённым типом писателей. Одна из причин состоит в пренебрежении авторитетными источниками. Конструктивным мотивом послужила враждебность сектантских движений и алчность мирских интересов псевдо-последователей.
    Тхакур Бхактивинод сделал трудом всей своей жизни сбор материалов относительно подлинной биографии Шри Чайтаньи, пытаясь сделать её доступной нынешнему поколению. Лишь время способно показать всё величие этого служения для его страны, человечества и всех живых существ. Благодаря многочисленным трудам Тхакура Бхактивинода та вечная религия, которой учил и следовал Шри Чайтанья, проявилась в понятной современному читателю форме. Это оказало невероятно сильное влияние на все существующие мировые религиозные убеждения и дало возможность утвердить всеобщую духовную гармонию, которая так необходима этому миру. Однако большинство работ Тхакура Бхактивинода были написаны на бенгали и санскрите. Настоящая книга это всего лишь слабая попытка в общих чертах представить на английском языке житие и учение Шри Чайтаньи, возвещённые Тхакуром Бхактивинодом, новатором движения беспримесной преданности нынешнего века, который стремился на практике возродить вечную религию всех живых существ. Ту религию, которой учил и следовал Шри Чайтанья на основе заключений священных писаний. Деятельность моего всеми почитаемого Учителя также известна миру. Его Божественная Милость был уполномочен Самим Верховным Господом распространить учение Шри Чайтаньи в каждом селении этого мира и возродить духовное общество. Всё это было предсказано Тхакуром Бхактивинодом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.